Путевые и сигнальные знаки устанавливаются для того, чтобы в максимальной степени обеспечить порядок и безопасность во время движения железнодорожного транспорта. Использование этих атрибутов позволяет уберечь людей от несчастий и последствий, которыми бывает чревато их невнимательное поведение на участках, непосредственно прилегающих к жд пути.
Согласно правилам технической эксплуатации (птэ), все работники железнодорожной сферы должны допускаться к выполнению своих обязанностей только после проверки их в знании соответствующих инструкций. Люди, служащие в данной отрасли, должны проходить медицинское освидетельствование, позволяющее определить их способность к осуществлению этой работы.
Сигнальные знаки , применяемые на железнодорожных путях
Итак, визуальные и звуковые сигнальные знаки разработаны в целях защиты здоровья окружающего населения, пассажиров поездов и служащих станций. Эти меры также необходимы, чтобы обеспечить эффективную и бесперебойную работу всей железнодорожной системы. Условия перевозки грузов должны быть нормальными, и в определённых местах необходима маркировка границ.
На станциях всегда хранятся комплекты переносных и постоянных столбиков, которыми служащие пользуются по мере необходимости. Километровые знаки устанавливаются с правой стороны по направлению движения (с их помощью можно отсчитывать преодолённое поездом расстояние). Кроме того, существуют предельные столбики, показывающие место для парковки состава - от одной точки до другой. Они же упрощают переход с ветки на ветку, чётко определяя межосевое расстояние, которое зависит от вида полотна. Столбики располагают перед тоннелями и переездами, мостами и участками укладки или разборки полотна.
Форма и размеры указателей строго регламентированы, и шрифты, используемые для надписи, устанавливаются специальным ГОСТом (8442-65). Действия сотрудников каждого участка пути всегда бывают определены инструкцией, поскольку речь идёт об объекте повышенной опасности.
Список знаков на железной дороге:
- временные;
- постоянные;
- предупреждающие;
- запрещающие;
- предписывающие;
- указательные.
Сигнальные знаки первой группы сообщают о том, что важно именно в данный момент: например, на каком-то участке пути ведутся ремонтные или снегоочистительные работы. Постоянные указатели говорят о том, что является неизменным для данного участка полотна. Эти сигнальные знаки устанавливаются на заметном месте – отдельно стоящем столбе либо прямо на опоре контактной сети. Точку монтажа определяет начальник линии или эксперт комиссии.
Перечислим места, где необходимо присутствие такого указателя:
- на пути встречается газо- или нефтепровод, пересекающий полотно;
- начало и конец торможения автомобиля (при открытии и закрытии этих зон);
- участок токораздела;
- зона, дальше которой нельзя останавливать поезд;
- участок пути, где необходимо уменьшить скорость движения поезда (в этом месте может быть размыта «подушка» или повреждены элементы ВСП);
- место, определяемое, как «Граница станции».
Цвета для указателей применяются контрастные, как правило, чёрно-белые (надписи обычно выполняются на светлом фоне).
Самые распространённые предупреждающие и запрещающие знаки
Существуют специальные путевые указатели для водителей авто и мототранспорта, а также адресованные прохожим.
К числу таких предупреждающих знаков на пути относятся следующие:
- ЖД-переезд со шлагбаумом (размещается на расстоянии от него за 150-300 метров);
- ЖД-переезд без шлагбаума (есть строгие правила пересечения этой линии);
- однопутная железная дорога (подобные знаки устанавливаются прямо перед переездом);
- многопутная ЖД (такие сигнальные знаки размещаются аналогично);
- приближение к переезду (если последний находится далеко от населенного пункта, то предупреждение располагается за 150-300 м).
Отдельно стоит сказать про указатели, которые рекомендуют поберечься автомобиля, локомотива, цехового транспорта или контактного провода. Итак, путевые и сигнальные знаки могут предупреждать людей о вероятности травматизма. Если в этом месте вам грозит явная опасность, то на указателе изображён красный треугольник. Призыв просто быть внимательным заключается в треугольник синего цвета. Например, в середине нарисован вагон и проставляется надпись: «Скоростное движение».
Некоторым пассажирам важно напоминать о риске при посадке в поезд на ходу или о том, что опасно ездить на подножках и, тем более, на крыше железнодорожного состава. На перроне или в зоне перехода можно увидеть указатели, содержащие требование, предъявляемое к пассажирам: соблюдать дистанцию до колеи.
Что касается визуальных запрещающих сигналов, то эти знаки выражают запрет в категоричной форме. Их изготавливают в виде круга белого цвета с красным ободком, причём схематичное изображение на них всегда перечёркнуто полосой.
Такие сигнальные знаки устанавливаются возле путей, чтобы информировать нас о том, чего делать нельзя:
- подниматься на крышу;
- складывать грузы;
- стоять под ними в момент транспортировки;
- распахивать двери при поднятом токоприемнике.
Два слова о предписывающих сигналах
Они представляют собой подсказки, помогающие правильно поступить в определённой ситуации. Машинист поймёт, когда ему включить звуковую сигнализацию, а рабочие-ремонтники будут проинформированы, что надо применить расцепный рычаг.
Вышеописанные меры безопасности необходимы на железнодорожных путях и станциях: они всегда заметны, ибо оформляются в виде прямоугольников белого цвета и обведены синей рамкой. Пиктограммы или лаконичное словесное пояснение располагается в центре (подобные рекомендации желательно брать на вооружение).
И последнее: указательные символы позволяют всем нам лучше ориентироваться. Они, например, сообщают, где находится служебный проход или ближнее укрытие. Могут демонстрировать расположение пункта приёма пищи или предоставлять иную полезную информацию.
В этом прямоугольном знаке должна присутствовать либо узкая красная, либо широкая голубая рамка. Размеры изделия составляют 300х300 мм или 400х400 мм (всё это предписывается ГОСТом 12.4 026-2001). В середине на белом фоне изображается пиктограмма (схема) или используются ключевые слова.